Некоторые особенности при закупках продуктов питания, объединенных в один лот

Некоторые особенности при закупках продуктов питания, объединенных в один лот.

Правилами 598 предусмотрено, что при приобретении товаров организатор может объявить закупку на лоты, в которых продукты питания объединены в одну группу.

Это молочные продукты, мясные продукты, овощи и зелень, фрукты и соки, рыбные продукты, мучные продукты и крупы (бобовые изделия), а также иные товары. По сути, все продукты питания, которых в реальности по наименованиям набирается от 80 до 120 позиций, можно сгруппировать по лотам.  Наверное,  это удобно и поставщикам и заказчикам. При этом, если потенциальный поставщик является отечественным производителем по лоту, в котором он участвует, то он получает 3 балла бонусов.

Однако при исполнении договора могут возникнуть вопросы и непонимание сторон. Рассмотрим это на примерах.

Пример 1.

Объявлен объединенный лот на молочную продукцию. Заказчик закупает молоко, сметану, кефир и творог. При проведении конкурса, потенциальный поставщик приложил сертификаты CT KZ на все виды своей продукции и  при подведении итогов,  получил свои законные 3 балла.

При исполнении договора, заказчик запросил у поставщика вместо кефира – продукт «Снежок».

Вопрос первый: имел ли право заказчик закупать не кефир, а продукт «Снежок»? Мне представляется, что если из-за замены продукта цена не изменилась, и если такая замена предусмотрена детским меню, то такая замена правомерна. По характеристикам – это тоже кисломолочный продукт, и в детский рацион он входит. Однако, поставщик не производит этот продукт, и поэтому он поставил «Снежок» другого казахстанского производителя.

Вопрос второй: что делать, ведь у поставщика нет собственного сертификата CT KZ на этот продукт, а это, как считает заказчик, нарушение условий проведенного конкурса.

Ответ, думаю, очевиден: продукт «Снежок» является аналогичным продуктом кефира, так как оба этих продукта относятся к группе молочных продуктов, подгруппе - кисломолочные (технологи меня поправят). А по смыслу закупок, поставляемый товар может отличаться от требуемого, если его характеристики не хуже и не ниже.

Что касается предоставления сертификата отечественного товаропроизводителя, то в данном случае потенциальный поставщик на этапе проведения закупки по объединенному лоту  показал, что он является казахстанским производителем молочной продукции, за что он имеет преимущество в виде дополнительных 3-х баллов. А в  условиях  договора не устанавливаются жесткие рамки поставки именно своей продукции.

Согласно условиям договора,  Заказчик или его представители могут проводить контроль и проверку поставленных товаров на предмет соответствия требованиям, указанным в конкурсной документации. Однако, в технической спецификации, являющейся приложением к конкурсной документации,  не указывается, что закупаемый продукт обязательно должен быть не только казахстанского производителя, но и производства этого конкретного поставщика.

Ранее существовавшая норма о том, что «Для поддержки отечественных производителей услуг, товаров организатор конкурса (заказчик) в рамках организации питания предусматривает в техническом задании, договоре требования к потенциальным поставщикам о приобретении не менее 60% (шестидесяти процентов) продуктов питания отечественного производства», 7 декабря 2022 года исключена.

Главным условием  при поставке молочных продуктов в этом примере является 1) замена самим заказчиком наименования продукта; 2) соответствие технических характеристик замененного продукта; и 3) в целом соблюдение условия, что потенциальный поставщик имел право на получение дополнительных баллов.

Пример 2.

Объявлен лот на такую же молочную продукцию. Заказчик закупает молоко, сметану, кефир и творог. При проведении конкурса, потенциальный поставщик приложил сертификаты CT KZ на один вид своей продукции – на молоко. Сколько баллов он может получить?

К сожалению, не все участники (и заказчики,  и поставщики) обращают внимание на примечание в Приложении 8 к Типовой конкурсной документации «Критерии выбора поставщика товаров». Согласно этому примечанию, при участии потенциального поставщика в объединенном лоте,  баллы выставляются при предоставлении документа о сертификации товара (ов) потенциальным поставщиком – отечественным товаропроизводителем на не менее 20% (двадцати процентов) товаров данного конкурса (лота).

Что это значит? Это значит, что в нашем примере, потенциальному поставщику достаточно было представить сертификат CT KZ только на один товар (например, на молоко), и при подведении итогов,  он бы получил свои законные 3 балла.

По условиям договора, поставщик выиграл лот на молочную продукцию, получив дополнительные баллы за то, что является производителем этой продукции.

За наличие документа, подтверждающего статус отечественного производителя товара, являющегося предметом конкурса (лота), организатор присваивает потенциальному поставщику (участнику конкурса) дополнительные три балла.

Если организатор (заказчик) объединил в один лот несколько продуктов питания, то, по смыслу процедуры выбора поставщика товаров и присвоения дополнительных баллов, а также в соответствии с Приказом 598,  участник должен был предоставить документы о сертификации товаров на не менее 20% (двадцати процентов) товаров данного лота.

Таким образом, организатор присвоил 3 балла не за сертификацию всех четырех товаров, а за 20% от общего количества молочной продукции, что составляет из четырех - менее одного продукта, то есть всего лишь за один молочный продукт.

Это значит, что если во время исполнения договора поставщик нарушает минимальный предел поставки своей собственной продукции – 20% от общего объема поставляемой молочной продукции, то он нарушает условия договора. И в этом случае необходимо подавать иск в суд о признании такого поставщика недобросовестным.

Исходя из этих соображений, можно рассмотреть ситуацию, описанную в первом примере. Это будет взглядом с другой стороны: то есть, на три продукта у поставщика есть собственный сертификат, а на продукт «Снежок» имеется сертификат другого производителя. Условие 20% собственного товара не нарушено.

 

Категория:

Контакты

Наш адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г.Усть-Каменогорск, пр.Абая,19 оф.15 (район 1-ой городской больницы; угол пр.Абая – ул.Михаэлиса, здание научно-технической библиотеки).

Тел. 8 (7232) 52-53-99

e-mail: k-urko@mail.ru

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей.